Опубликовано: 30.10.2013

Зависимость от идеи города-садаВозникали и проекты возвращения к «докапиталистическому» городу, которыми предлагалось устранить последствия стихийного развития второй половины XIX — начала XX в. Архитекторы старших поколений подчас абсолютизировали значение наследия для бурно развивающихся городов, стремясь к невозможной задаче — сохранить все старое. Многим, напротив, вся архитектура прошлого казалась символизирующей уходящее общество, которое еще не было тогда побеждено до конца. Конфликт определился как в общественном мнении, так и среди профессионалов.

Однако общие цели нового градостроительства четко сформулированы в текстах тех лет. Программа первого советского органа, руководившего градостроительством, Отдела планирования, регулирования и постройки городов и селений при Управлении городского и сельского строительства BGHX, утверждала: «Разрешение вопроса лежит в области социального творчества, в выработке цельной и планомерной структуры нового города». Программу эту подготовил в сентябре 1918 г. инж. Г. Дубелир (1884-1942).

Устремление к символическому воплощению духа эпохи преобладало в подходе к отдельным постройкам. В проектах архитекторов, профессионально сложившихся в годы до революции, классицизм, наполнявшийся напряженной эмоциональностью. Созвучие революции виделось в гигантизме и нечеловечески крупном масштабе, монументальности. Одним из источников вдохновения стали патетические фантазии Пиранези. Естественным было и обращение к архитектуре времен Великой Французской революции — лаконичной символике Леду, фантазиям Булэ и Пейра. Казалось, что через метафоры романтизированного классицизма легче всего подойти к разработке новых типов сооружений, в самом назначении которых оставалось еще много неясного.

С идеями этого круга связан драматичный и строгий памятник Жертвам революции на Марсовом поле в Петрограде, построенный по проекту Л. Руднева (1885-1956). Создать этот мемориальный ансамбль Петросовет решил еще 6 марта 1917 г., выбрав пустынную площадь плац-парада, широко открытую к Неве.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *