Опубликовано: 29.10.2013

Возможности избранного путиГораздо чаще классицистические формы использовались как знаки определенной культурной ориентации, не влияющие на структурную организацию построек, подчиненных капризной асимметрии, обычной для стиля модерн. Таковы и «свободные вариации на темы классицизма», к которым в 1910-е годы обращался Ф. Шехтель. У Шехтеля такие вариации отмечены спокойной уравновешенностью. Обычной, однако, была утрированность признаков, которые характеризовали классицизм как русский или московский. Появлялись приземистые колонны с подчеркнутым энтазисом, высокие антаблементы, тяжелые аттики. К подобному обострению неоклассического характера особенно часто обращались в провинциальных городах. К наиболее выразительным примерам, где гротеск прочитывается как сознательный прием, отражение времени, относится здание театра имени Ф. Волкова в Ярославле (архит. Н. Спирин, 1909-1910).

Одним из наиболее популярных неоклассических зданий был доходный дом Щербатова на Новинском бульваре (ныне улица Чайковского) в Москве (1911 — 1913). Сочетание современного и традиционного здесь стало как бы нейтральным соседством двух систем, сформированных по собственным законам. Завершение многоэтажного корпуса миниатюрной колоннадой, играющей роль фриза, оказалось приемом, который потом — уже в 30 — 50-е годы — неоднократно повторяли.

Неоклассика и неорусский стиль стали в послереволюционные годы направлениями, в соперничестве с которыми расширяли свое влияние новаторские течения. Они отступили в 20-е годы, затем вновь приобрели популярность, о чем мы будем говорить далее. При всем том они определили базу профессиональной культуры, с которой русское зодчество пришло ко времени Великой Октябрьской социалистической революции. Изучением культуры прошлого начинали свою деятельность и такие новаторы, как братья Веснины, А. Никольский, К. Мельников, братья Голосовы. Были поставлены проблемы значения национальной традиции для архитектуры XX в., возрождался синтез искусств.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *