Опубликовано: 11.11.2013

Суховатая, тонкая декорацияПодобные преувеличенно парадные жилые постройки не были многочисленны. Но именно здесь внутренние противоречия традиционалистской архитектуры и ее отрыв от жизненных реалий выступали наиболее обнаженно, вызывая нарастающую критику – как внутри профессии, так и за ее пределами.

Обращение к проблеме ансамбля и культурным традициям прошлого в начале 30-х годов определялось очевидными потребностями развития города и тенденциями массового сознания. Тогда оно не только не препятствовало развитию материально-технической базы строительства, но, напротив, снимало некоторые противоречия между нею и приемами формообразования в архитектуре. Однако развитие направленности архитектурного творчества в послевоенные десятилетия все дальше отклонялось от тенденций технического прогресса, которым следовало строительное производство. Назревавший конфликт был отмечен не сразу. Но уже на рубеже 50-х годов стало очевидно — необходимы решительные, качественные перемены, чтобы архитектурная деятельность оставалась социально эффективной. Многие стали выступать с призывами вновь обратиться к принципам рационалистической архитектуры конца 20-х годов. Развертывались острые дискуссии. Новая фаза рационалистической архитектуры постепенно складывалась под внешней оболочкой традиционализма. Все более решительным становилось отрицательное отношение к ретроспективизму и декоративизму в архитектуре во непрофессиональном общественном мнении.

Ряд дискуссий завершился Всесоюзным совещанием по строительству в ноябре 1954 г. Назревшие противоречия архитектурной практики были откровенно проанализированы, многое подверглось резкому осуждению с точки зрения социальной эффективности. Началась перестройка всей системы архитектурно-проектной деятельности, отношений между архитекторами и строителями, творческой направленности архитектуры. С 1955 г. зодчество Советской России вступило в новый этап своего развития.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *