Опубликовано: 31.10.2013

Лозунги «производственного искусства»Ассоциации, рождаемые определенными геометрическими фигурами, Лисицкий использовал и в сфере агитационного искусства (известный плакат «Красным клином бей белых»). Выразительность геометрических форм была усвоена массовым эстетическим сознанием и через него проникала в число средств, принятых архитекторами-традиционалистами. Так, динамичный сдвиг прямоугольных призм над хаосом, в котором прочитываются обломки классической архитектуры, определил символику монумента Революции на эскизе Ив. Фомина (1921). Впрочем, как правило, в опыте супрематизма принимались лишь способы выразительного сочетания геометрических форм — плоскостных и объемных. Супрематизм ясе как система отвергался одними как социально неконструктивный, другими — как противостоящий непрерывности развития культуры. Влияние эстетизироваыной геометрии Малевича и Лисицкого распространилось и в Западной Европе, когда прекратилась внешняя блокада Советской России: оно особенно ощутимо в работах голландской группы «Стиль» и «Баухауза» в Германии.

Говоря о влиянии искусства на архитектурное мышление тех лет, необходимо упомянуть и эксперименты В. Татлина. Если интересы К. Малевича определялись выразительностью отвлеченных от предметности цвета и очертаний, то В. Татлин был погружен в материальность объектов, художественное осмысление взаимозависимости материала и конструкции. Еще в 1914 г. Татлин обратился к изучению выразительности сочетания традиционных для строительства материалов — дерева, металла, стекла, штукатурки. Композиции из них, которые он называл «контррельефами», становились все меньше живописью и все больше предметами, «вещами». Логическое развитие этих экспериментов и привело Татлина к работе над башней III Интернационала. Работавший в схожем направлении А. Родченко (1891 -1956) видел сущность творчества в «изобретении». В конце концов он вышел к дизайну, обновляя принципы оборудования здания. В работах этих художников искусство сближалось с материальным производством.

Сложность процессов художественной жизни в первые послеоктябрьские годы породила множество группировок, объединений, организаций, куда входили архитекторы, художники или те и другие вместе.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *