Опубликовано: 27.10.2013

Лирико-романтический характерС другой стороны, переосмысленные классицистические детали появлялись на крестьянских постройках. Использовавшееся в «деревянном классицизме» сопоставление разных материалов — тесовой обшивки, гипсовых декоративных деталей, оштукатуренного ордера — воспроизводило каноническое двуцветие. В свою очередь оно влияло на каменное строительство — в провинциальном классицизме стали возникать постройки с белыми оштукатуренными колоннами на фоне краснокирпичной стены, как бы возвращавшие стиль к композициям, характерным для «нарышкинского барокко» конца XVII в.

Русский классицизм создал огромный фонд эстетических ценностей и оставил после себя прочную профессиональную традицию.

Она не только долго бытовала в знаниях и навыках архитекторов, но и была овеществлена в пространственной структуре и облике городов на огромных просторах от Петербурга до Восточной Сибири. Историко-культурное значение этой традиции оказалось непреходящим; многие последующие поколения зодчих обращались к ней, извлекая нечто свое, отвечающее культурной ситуации их времени. Стойко сохранялись пространственные структуры городов, сформированных по принципам классицизма. Однако уже в первые десятилетия XIX в. жесткость композиционных приемов и эстетических норм классицизма вступила в противоречие с усложняющимися и множащимися функциями городской жизни, растущей сложностью социальной структуры российского общества, многообразием культурных потребностей. Нормативность, не подтвержденная идеалом, стала восприниматься как официально-казарменная смирительная рубашка для общественного вкуса и стремления к удобному и целесообразному.

Архитекторы стали задумываться о целесообразной организации построек, выходящей за пределы стереотипов, предлагавшихся в рамках стиля, о конструкциях, в которых можно было использовать достижения техники. Рационалистические идеи попытался свести в систему А. Красовский (1816 -1875).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *