Опубликовано: 31.10.2013

Коренное преобразованиеСразу, доходчиво и конкретно показать массам черты нового демократического и социалистического идеала должно было агитационно-массовое искусство, «агитпроп», как его тогда называли. Его формальный язык был образован из общепонятных символов включая эмблемы и аллегории; на его характер накладывала отпечаток простота и недолговечность средств материального осуществления.

Необходимость преобразования городской среды средствами искусства увидел и обратил в программу действий В. И. Ленин, выдвинувший идею «монументальной пропаганды». Декретом Совнаркома от 12 апреля 1918 г. предлагалось для ее осуществления «мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни социалистической революции».

Монументы создавались на основе плана монументальной пропаганды как «памятники-лозунги», близкие по форме и духу к политическому плакату. Индивидуальное в их образах отступало перед общезначимым, героизация подчеркивалась обостренностью лаконичных средств выражения. Создавались памятники как недолговечные макеты; иногда дело ограничивалось широким общественным проекта и закладкой памятника. Образ связывался не с материальным объектом, а с символическим действием, сохранявшимся в памяти масс. При этом выступала на первый план сценография массового действа. Стиралась разграниченность жанров между временными монументами, возникавшими как «событие», и обстановкой собственно событий — революционных праздников, для которых на время преобразовывалась городская среда. Организация массовых действ, когда праздничный город как огромная сцена подчинялся «идейному плану», способствовала возрождению градостроительного мышления у архитекторов.

Ив. Фомин, оформлявший торжества, связанные с открытием первого в Петрограде Дома отдыха рабочих на Каменном острове в 1920 г., имитировал в фанере и гипсе сложный ансамбль монументальных сооружений — отголосок нереализованных замыслов революционного романтизма.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *