Опубликовано: 06.11.2013

Комплексная застройка магистралейЕдва ли не самым впечатляющим среди таких единичных сооружений стал дом на Моховой улице в Москве, построенный по проекту И. Жолтовского (1933-1934). Гигантский архитектурный ордер, воспроизводящий форму лоджии дель Капитанио в Виченце (и в еще большей мере петербургской вариации на ее тему, созданной в 1912 г. В. Щуко), был воспринят как декларация творческого направления, исходившего от представления о вечности законов красоты. «Стиль — явление преходящее,- писал Жолтовский,- и каждый стиль это только вариации на единственную тему, которой лева человеческая культура — на тему гармонии» 33. Отсюда и вневременная ценность архитектурных тем и приемов, выработанных классикой,- как считал мастер. Стена семиэтажного дома образует фон, на котором выступает мощная колоннада — декорация, неподвластная давлению утилитарного (скорее напротив — ей подчинена структура дома — в части комнат окна опущены на уровень пола, чтобы обеспечить нужный рисунок фасада). Декорация эта прорисована с большим мастерством, выросшим из глубокого прочтения классики. Умело разработаны и интерьеры квартир.

Впечатление, произведенное домом на Моховой, породило волну увлечения неоренессансом, особенно сильную среди московских архитекторов. Конкретные его проявления развертывались в диапазоне от пеопалладианства, следовавшего прообразу, предложенному Жолтовским, до использования лишь «намеков» на ренессансную форму. Среди примеров последнего рода особенно интересен дом на улице Горького в Москве (первая очередь- 1933-1936), который спроектировал архит. А. Буров (1900-1957). Он не пытался декоративными средствами преодолеть восприятие «ячейковой» структуры многоэтажного дома, не преувеличивал массивности фасадных стен да и интимности, присущей жилищу, не избегал.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *