Опубликовано: 06.11.2013

Компактность территорииСеть улиц, однако, не только реконструировалась и упорядочивалась. Намечались дополнительные кольцевые магистрали и сквозные диаметры, пересекающие город. Развитие прямых связей между периферийными зонами снимало перегрузку центрального ядра. Система метрополитена, повторяющая принцип построения уличной сети, намечалась как радикальное средство решения проблемы транспортного обслуживания. Реконструкция должна была придать новый, по столичному крупный масштаб общегородскому центру. Расширялись и спрямлялись его главные магистрали (и, в первую очередь, улица Горького). Объединяющей вехой, па которую были устремлены перспективы существующих вновь намеченных улиц, становился Дворец Советов, грандиозная площадь которого намечалась на юго-запад от Кремля.

Систематизируя функциональные и пространственные взаимосвязи, генеральный план заключал в себе программу ансамблевой застройки столицы. В передовой статье журнала «Архитектура» подчеркивалось, что «обязательным законом архитектурного творчества становится принцип мышления и проектирования ансамблями. Впервые понятием ансамбля охватывается весь городской организм». Объемы строительства, развернувшегося в 30-е годы, позволяли единовременно осуществлять крупные комплексы. Концентрация усилий на узловых точках системы была тактикой, позволяющей эффективно воздействовать на представление о городе, его образ.

Прежде всего следуя этой тактике, нужно было обратить внимание на центр Москвы. Строительство 20-х годов решительно изменило ее рабочие окраины, но перемены почти не коснулись центра. И это более всего теперь определяло разрыв между реальностью и идеальным представлением. Градостроительный схематизм был более всего противопоказан реконструкции внутреннего ядра города; авторы генерального плана противопоставили ему принцип переоценки старого и включения всего цепного в фонд современной культуры. В. Семенов писал: «Для реконструкции нужны решительные меры. Нужна хирургия. Но когда нужен хирург, не приглашают палача».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *