Опубликовано: 04.11.2013

Клубная частьУстановка, выведенная из принципов конструктивизма, была последовательно реализована в клубном блоке, который и стал Домом культуры. Здание это стало наиболее совершенным воплощением идей конструктивистской архитектуры.

Зал, как и в ДК имени Горбунова, может функционировать автономно; однако взаимодействие частей здесь более активно. Система интерьеров подчинена не только функциональной целесообразности, но и художественному замыслу. Точно рассчитаны эффекты последовательности восприятия при движении через здание. Внутренняя логика как бы «проступает» вовне и прочитывается в экстерьере. Здесь нет жесткой обрубленности, которая часто отчуждает конструктивистские постройки от природы вокруг. Террасы, эркеры, надстройки над плоскими кровлями как бы растворяют корпуса в окружающей среде. Архитектура демонстративно рационалистична, но это не лишает ее своеобразной суровой лиричности.

Важнейшим фактором развития новых типов зданий стала демократизация театрального зрелища — оно рассчитывалось на самую широкую публику, а не элиту. Отсюда объединение зрительской части зала амфитеатрами. Традиция массового действа порождала стремление сблизить актера и сцену, ломая традиционные границы сценического пространства. В наиболее чистом виде это новое реализовалось в театральных зданиях, на идеи которых стали воздействовать и сценографические идеи режиссеров-новаторов. Характерен проект театра В. Мейерхольда в Москве, который разработали вместе с самим режиссером в 1930-1933 гг. архитекторы М. Бархин (р. 1906) и С. Вахтангов (р. 1907). В эллиптическом зале крутой амфитеатр па 2 тыс. мест с трех сторон охватывал сценическую площадку с двумя вращающимися кругами. Начатое в 1932 г., здание переделывалось уже в ходе строительства. Завершил его как Концертный зал имени Чайковского в 1940 г. архит. Д. Чечулин (1901 — 1981), ученик А. Щусева, который обильно декорировал интерьеры и по-своему сформировал объем.

Среди осуществленных в те годы крупнейшим был театр в Ростове-па-Дону (архитекторы В. Щуко и В. Гельфрейх, 1930-1935). Амфитеатральный зал на 2200 мест дополнял второй, концертный, на 800 мест, размещенный впереди, над фойе главного.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *