Опубликовано: 03.11.2013

Клуб кожевников «Буревестник»Своеобразие формы произведений Мельникова иногда стремятся объяснить влиянием: «левого» искусства. Однако сам он был и активно работавшим художником, тяготевшим в живописи и графике к строгой классичности. Эксперименты «левых» живописцев были ему чужды. Характер его архитектуры определяло индивидуальное ощущение духа времени — его пафоса и его суровости, его романтики и жесткого самоограничения.

По функциональной программе к клубу «Буревестник» близок клуб имени Зуева в Москве (архит. И. Голосов, 1927-1929). Его компактный объем включает зал на 850 мест, малый зал и клубный сектор. В композиции доминирует прозрачный цилиндр, подчеркивающий пересечение двух улиц. Форма эта, в которую дерзко врезана прямоугольная призма фойе третьего этажа, кажется гигантской колонной, выступающей из земли. Голосов этой уникальной формой создал символ могущества труда; динамичность композиции в целом рождает ассоциации с техникой (клуб создавался для рабочих трамвайного депо).

Ленинградские архитекторы — А. Никольский, ставший лидером местной конструктивистской школы, и Л. Хидекель (1904-1987) создали серию проектов рабочих клубов под очевидным влиянием суперматизма. Проект Хидекеля 1926 г. в некоторых зарубежных публикациях фигурирует даже как одна из работ К. Малевича. Его композиция объединена горизонтальным, как бы «слоистым» строением объема, асимметричность которого усиливается динамичным расположением ленточных окоп. Среди этого «супрематического конструктивизма» остротой символической выразительности выделяется разработанный А. Никольским проект зала общественных собраний на 1 тыс. чел. Параллелепипед зала охвачен наклонными линиями лестниц, связывающих вестибюль с амфитеатром. Пластина сценического объема, обращенная в сторону входа, песет надпись «ЛЕНИН», формирующую поверхность фасада. Чтобы подчеркнуть ее единство с телом стены, литеры, слева сильно выступающие из ее плоскости, превращаются в заглубленные справа. Все в композиции устремлено к этой стене-экрану, превратившей постройку в символ.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *