Опубликовано: 29.10.2013

Классицизм в РоссииОднако след, оставленный им, значителен. Дело не только в яркости произведений ведущих мастеров, но и в том, что были предложены методы формообразования, имеющие универсальное значение (организация здания изнутри — наружу). Среди неравноценного, противоречивого наследия модерна есть и первые прообразы последовательно рационалистической архитектуры, не признающей разделения прекрасного и полезного; ими архитектура вновь подтвердила, что ей доступна выразительность, основанная на ее специфических средствах, а не на иллюстративных аллегориях.

При жестко заявленной поначалу ориентации на новое стиль модерн обращался чем дальше, тем активнее и к образам прошлого, используя, однако, не прямое повторение, а метафорические средства. В этом он продолжал поиски неорусского стиля, которые брали начало еще от 1880-х годов.

Первые эксперименты, где намечалась сказочно-эмоциональная, родственная фольклору трактовка мотивов национального зодчества, связаны с именем художника-живописца В. Васнецова (1848-1926). В 1882 г. он соорудил в Абрамцеве, в имении С. Мамонтова, каменную церковь. Не конкретные детали новгородско-псковской архитектуры XIV в., служившей прообразом, а ее дух, ее живописность, настроение, которое возникает при соприкосновении с ней, стремился воспроизвести художник. Метафоричен и образ дома, который Васнецов построил для себя в Москве — сказочный терем с рублеными стенами, поднимающимися над побеленным каменным основанием (1892). Самая известная постройка Васнецова — расширение Третьяковской галереи в Москве (1900-1905). Образ сокровищницы русского искусства основан не на конкретных истоках — это метафора русской древности, живописная и эмоциональная, перенос в сферу зодчества образных средств исторической живописи художника. Постройки Васнецова несут печать гениального дилетантизма, ставшего знаменем времени на рубеже веков.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *