Опубликовано: 29.10.2013

Изысканная имитация неточностиОднако сквозь имитацию «естественности» здесь уже вполне очевидно проступает связь со стилистикой модерна.

Ретроспективность более строга в здании Казанского вокзала в Москве (начато по проекту А. Щусева в 1913 г., завершено к 1926 г.). Перегруженность контрастами, усложненность характерны для стиля модерн, хоть и определяются имитацией характерного для древнерусских построек соединения частей, возникших в различное время (об этом говорят и декоративные мотивы — на разных частях постройки они исходят от прообразов, восходящих к различным периодам истории русского зодчества). Башня над главным входом создана как близкая реплика ярусной башни Сююмбеки казанского кремля — как и Шехтель, Щусев стремился отметить начало пути неким знаком его цели. Можно сомневаться в уместности нарядной праздничности убранства такового делового здания, как вокзал, но проблемы его функциональной организации Щусев разрешил рационально и четко.

Самые широкие замыслы В. Покровского были связаны со строительством Федоровского городка близ Царского Села под Петербургом (ныне г. Пушкин), где размещались части личной охраны последнего российского императора. Ансамбль задуман как декорация неких церемоний, несущая обобщенный образ допетровской Руси. Единый характер охватывал все — начиная от пространственной организации комплекса до деталей вещного наполнения построек и костюмов для торжественных церемоний (отражение излюбленной идеи мастеров модерна). Подобная программа побуждала последовательно переводить архитектуру в бутафорию, усугубляя тенденцию, которая присутствовала в неорусском стиле. Покровский соорудил собор (1911), где экспрессионистические утрированы мотивы, восходящие к прообразам XVI — начала XVII в., спроектировал еще более театрализованный комплекс казарм (1915), уменьшенную реплику кремля в Ростове Великом.

Другая крупная постройка B. Покровского — здание Государственного банка в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький) — отмечена утрированной живописностью объема, которой противоречит «правильность» частей (1910-1913).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *