Опубликовано: 29.10.2013

«Итальянская» ориентацияЗначительнейшая среди его дореволюционных построек — особняк Тарасова в Москве (1910), гранитный фасад которого воспроизводит палаццо Тьене в Виченце. Схема прообраза приведена, однако, к пропорциональной системе другого памятника — Дворца дожей в Венеции. Результат свидетельствует о глубине проникновения Жолтовского в секреты мастерства зодчих прошлого, но гармония дома духу времени и места.

Центральной фигурой неоклассицизма 1910-х годов стал Иван Фомин (1872 — 1936). Выступая как исследователь и пропагандист русского классицизма, он создавал собственные произведения в стремлении возродить его традицию. Дача Половцева на Каменном острове в Петербурге (1911 -1913) свидетельствует о глубине проникновения в художественную систему прошлого. Очевидны тонкие аналогии с московским классицизмом, верность которому Фомин сохранил и в Петербурге. Никому более не удавалось столь приблизиться к духу «подлинников», притом что здание не имеет конкретного прообраза. Есть, однако, и несвойственная классике беспокойная напряженность в пространственной организации целого и в интерьерах здания. Наивная естественность московского классицизма сменилась уверенным мастерством. Возможности избранного пути были исчерпаны — тонкости стиля познаны, уровень мастерства предшественников достигнут. Однако решения современных проблем архитектуры это не приблизило. Фомин в дальнейшем стал отходить от ретроспективизма, обращаясь к архитектурному ордеру как к системе знаков архитектурного языка, несущего новое содержание. Его трансформации ордерных систем предвосхищали поиски 70 — 80-х годов. Тонкие имитации классицизма создавали в предреволюционные годы братья Веснины — Леонид (1880-1933), Виктор (1882-1950) и Александр (1883 -1959). Дом Сироткина в Нияшем Новгороде (1913-1916, ныне Горьковский художественный музей) почти также близок духу московского классицизма, как и произведения И. Фомина. Здание, по желанию заказчика, строилось с расчетом на последующее превращение в музей — это предопределило структуру его интерьеров. Впрочем, подобная строгость воспроизведения прообразов не была характерной.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *