Опубликовано: 05.11.2013

Градостроительные задачиНе здание, а комплекс застройки определял теперь главное содержание творческих замыслов. Внешние связи оказывались при этом столь же значимыми для формирования любого сооружения, как и его структурные закономерности.

Необходимо было искать пути взаимодействия старого и нового в городской застройке, решать вопрос об использовании исторического наследия в современной культуре. Нигилизм «дезурбанистов» и «урбанистов» мог развертываться на уровне отвлеченного теоретизирования. Но его неприемлемость для живой практики развития городов стала очевидной, как только их реконструкция стала жизненной реальностью. Функции архитектуры прошлого изменялись в соответствии с потребностями нового общественного строя. Дворцы и особняки верхушки дореволюционного общества становились музеями, использовались учреждениями, учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами, общественными организациями, служили для отдыха трудящихся.

Изменилось и отношение к самому понятию «дворец». Для массового сознания и литературы в годы революции — это символ враждебного прошлого, которому противостоит фабрика, символ будущего. Однако после того, как революция победила, значение понятия оказалось переосмысленным и стало связываться с утверждением нового общества. Дворцами стали именовать сооружения, выделяющиеся значительностью социальных функций, величиной, впечатляющей образностью. Дворцы культуры и Дворцы пионеров прочно вошли в систему типов общественных зданий. Вместе с ассимиляцией понятия вновь возникла потребность в средствах его метафорического выражения архитектурной формой. На рубеже 20-х и 30-х годов ограничивались самыми общими признаками «дворцовости» — монументальностью, крупным масштабом, иногда еще и торжественной симметрией целого, мерным ритмом вертикальных членений, отдаленно напоминающим архитектурный ордер.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *