Опубликовано: 03.11.2013

Дворцы культурыЕго постройки различны по функциональной программе и архитектурному образу. Если конструктивисты стремились к изобретательству, то Мельников — к художественному открытию. Он избегал не только принятых стереотипов, но и самоповторения. Однако всегда его целью была структура, не только позволяющая эффективно организовать функцию, но и создать форму-символ. Объемы его клубов обладают целостностью и выразительностью скульптуры.

Главной проблемой, решению которой подчинена структура клуба коммунальников (ныне Дом культуры имени Русакова, 1927- 1929), была для Мельникова многофункциональность зрительного зала. К его секторному амфитеатру открываются три малых пространства, служащих балконами (при этом общая вместимость зала 1200 мест). Опускающиеся стенки могли отсекать эти балконы, превращая в аудитории, используемые отдельно. Стволы лестниц, зажатые между динамично вздымающимися косыми консолями балконов-аудиторий, удобно обслуживают всю систему. Дерзко нетрадиционная, решительно очерченная объемная форма здания стала как-то сама собою обрастать символическими значениями — в ней видели символ повой техники и технического прогресса, нашей индустриальной мощи.

Клуб кожевников «Буревестник» (1929-1930) создан Мельниковым на узком участке, развернутом под углом к улице. Неудобность его спровоцировала необычное решение — клубные помещения собраны в стеклянной башне, пятилепестковой в плане, которая заняла треугольную площадку между торцом основного объема и красной линией. Зрительный зал на 700 мест расположен на втором этаже над фойе и вестибюлем. Раздвижная стенка позволяла присоединять к нему пространство спортивного зала. Предполагалась и возможность трансформации фойе в плавательный бассейн; при этом партер зала и пол под ним должны были убираться, а ряды мест в боковых частях зала, расположенные перпендикулярно сцене с крутым подъемом, превращались бы в трибуны.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *